• Новости
  • Гражданам
    • Школа кибербезопасности
    • #ЖабаГадюку
    • Корисне про платежі
    • Заявить об инциденте
    • BlackList EMA
    • Білий список
    • Глоссарий
  • Здолай шахрая
    • Політика приватності
    • Переможцi
    • Відгуки
  • Бизнесу
    • EMA Academy
    • AntiFraud HUB
    • Open API Group
    • Законодательство
    • EMA Events
    • Конференции
    • ФБРиК
  • Про нас
    • Международное сотрудничество
    • Партнеры
    • Проекты
    • Совет Ассоциации
    • Вступить в ЕМА
    • Члены
    • Документы
  • Контакты
EMA / Гражданам / Школа кибербезопасности / Внимание: номер платежной карты – единственное, что можно сообщить по телефону

Телефонное мошенничество

Внимание: номер платежной карты – единственное, что можно сообщить по телефону

Звонит мошенник

В марте 2017 года на улицах города Киева появились 30 информационных биллбордов, которые помогут тысячам украинцам не поддаться мошенникам и сохранить свои средства на карточных счетах. Социальная реклама информирует граждан о ключевом правиле безопасности пользования платежной картой и предостерегает, какие карточные данные ни в коем случае нельзя разглашать по телефону.

По результатам социологического исследования Gemius Украина, в прошлом году в 4 раза возросло количество случаев, когда украинцы лично сталкивались с мошенничеством с платежными картами (с 3% в 2015 году до 12% в 2016 году), и более чем в 3 раза, – когда с такими случаями сталкивались родственники, друзья или коллеги опрошенных (с 12% в 2015 году до 37% в 2016).

Среди всех видов платежного мошенничества наибольшую угрозу для украинцев сейчас составляет вишинг – телефонные звонки держателям карт, во время которых мошенники пытаются выманить конфиденциальные платежные данные для дальнейшего осуществления незаконных операций с картами.

Суммы убытков граждан от каждого такого «удачного» мошеннического звонка постоянно возрастают. По данным межбанковской системы обмена информацией о платежном мошенничестве
«Exchange-Online», в 2015 году «жертва» вишинга теряла в среднем 800 гривен, а уже сегодня средний «чек» мошенника составляет 1400 гривен. Более того, зафиксированы случаи, когда со счетов украинцев преступники снимали 100-140 тысяч гривен.

Опрос Gemius Украина демонстрирует, что 77% граждан знают, что, кроме номера платежной карты, никаких других реквизитов никому и никогда предоставлять нельзя. Однако банковская статистика свидетельствует, что 76% эти данные все же раскрывают в стрессовой ситуации.

Методы мошенников по заманиванию держателей карт в «телефонные ловушки» и увеличению дохода от таких афер становятся все более изобретательными. Теперь во время таких телефонных разговоров преступники пытаются заполучить не только реквизиты платежной карты, но и идентификационные данные держателя, чтобы попытаться снять лимиты на проведение незаконных операций с картой. При этом воры могут представляться не только работниками банка (хотя на эту «легенду» все еще приходится более 90% случаев), но и представителями других уполномоченных органов. Мошенники также могут звонить от имени НБУ, полиции, СБУ, Пенсионного фонда, благотворительной организации или покупателя. Чаще всего для обмана жертвы придумываются такие поводы: информирование о блокировке карты, изменение банковских реквизитов, начисление надбавки к пенсии, начисление процентов по депозиту или кредиту, проверка службы безопасности, выигрыш в лотерею, приобретение товара. Повод может быть и любым другим, ведь мошенники вынуждены постоянно менять старые уже известные «басни» на новые. Поэтому владельцы карт должны помнить: никто из перечисленных лиц и инстанций не вправе требовать от владельца карты сообщить платежные реквизиты (в том числе НБУ). Единственное, что можно сообщить по телефону – это номер карты. Другие данные, которые никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя разглашать вместе с номером карты: срок действия карты, трехзначный код с обратной стороны карты (код CVV2 / CVC2), пароли из смс-сообщений от банка.

Социальная антимошенническая рекламная кампания, которая информирует граждан о методах защиты от такой существенной угрозы, как вишинг, проходит в рамках Национальной программы по содействию безопасности электронных платежей и карточных расчетов Safe Card, которая реализуется Украинской межбанковской ассоциацией членов платежных систем ЕМА при поддержке Государственного департамента США. Борды с призывом не сообщать по телефону ничего, кроме номера карты, установлены во всех районах столицы в местах, где их увидит наибольшее количество граждан.

Номер платежной карты

Вскоре советы и предостережения о защите карт от актуальных киберугроз в платежной сфере появятся также в газетах для пенсионеров, которые будут распространяться через Центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи и банковские учреждения. Согласно результатам исследования Gemius, мошенники чаще всего звонят людям в возрасте 55 лет и старше. Поэтому особые усилия по информированию должны быть направлены на наиболее уязвимые слои населения.

Кроме того, в феврале 2017 года на окнах вагонов киевского метрополитена были размещены плакаты с целью информирования украинцев о признаках и способах защиты от наиболее распространенных видов мошенничества в платежной сфере – вишинге, фишинге и кэш-треппинге.

Поделиться с помощью

другие материалы

Cповідь потерпілого парубка-1

Cповідь потерпілого парубка

Шахраям «все возрасты покорны» Навіть довга і сива як у старого Ґендальфа бород...

Оформити картку з 14 років

Оформити картку з 14 років

«Школа платіжної грамотності» — новий, але обіцяючий стати культовим у майбутньо...

Дайджест #2. ТОП-5 Кіберзагроз під час карантину

Дайджест #2. ТОП-5 Кіберзагроз під час карантину

Продовжуємо писати на тему різних видів платіжного шахрайства, які експлуатують ...

Коронашахрайство. Кіберзагрози під час карантину.

Коронашахрайство. Кіберзагрози під час карантину

Глобальна пандемія COVID-19 – це не лише серйозна загроза для нас та наших близь...

Українська міжбанківська асоціація членів платіжних систем ЄМА

2025 © Всі права захищені.