Мошенничество в интернет
Внимание: новая волна ложных розыгрышей автомобилей
Если вам сообщили о счастливом выигрыше автомобиля, не спешите праздновать! Возможно, речь идет о распространенной схеме мошенничества.
В приемную Ассоциации ЕМА обратилась киевлянка, которая вдруг узнала, что стала «победительницей» спонтанного розыгрыша автомобилей. Для получения приза следовало лишь уплатить 1% его стоимости – государственный налог. Деньги нужно было перевести на указанный карточный счет…
«Нас уже пытались обмануть»
Женщина (попросила не указывать имя из этических соображений) засомневалась в реальности такого выигрыша, ведь совсем недавно ее семья уже едва не стала жертвой телефонных мошенников.
– Моему мужу позвонили неизвестные и представились сотрудниками правоохранительных органов, – рассказывает клиентка. – Сказали, что наш сын кого-то по случайности… убил. И, дескать, надо заплатить деньги, чтобы спасти его от тюрьмы. Муж не поверил звонившему, но набрал меня. Скажу честно, я все же разнервничалась не на шутку, особенно, потому что мне эту «новость» сообщил муж, а не незнакомый человек. Но все оказалось ложью. Нас просто хотели напугать и обманом заставить перевести деньги на чью-то карту.
Конечно, после такой истории киевлянка перестала доверять каким бы то ни было странным сообщениям по телефону. В розыгрыше автомобилей она не участвовала и ни на секунду не поверила, что «победила». Женщина ввела в поисковой системе название указанного мошенниками сайта компании и слово «обман» – и нашла подтверждение, что имеет дело в преступниками: нашла искомый адрес в черном списке мошеннических автосайтов на сайте Ассоциации ЕМА. Таким образом, клиентка смогла сохранить свои деньги.
Однако далеко не все пользователи так реагируют, потому что мошенники могут быть очень убедительны. Кроме того, их слова косвенно подтверждают данные на мошеннических сайтах, специально созданных «под проведение» ненастоящей акции. Как правило, там указаны реквизиты реально существующих компаний/автомагазинов, которые якобы выступают в роли спонсоров. Но стоит позвонить «спонсору», как становится ясно, что никакой акции нет.
Напугать – и обокрасть
Описанная схема обмана относится телефонным мошенничествам (в виде звонка или смс). Цель злодеев – убедить клиента сообщить свои карточные данные или перевести сумму денег по указанным преступниками реквизитам.
«Обрабатывать» клиентов берутся мошенники, владеющие базовыми знаниями по психологии и манипуляциям. Если пользователя обескуражить, напугать, застать врасплох – то добиться от него уступчивости очень легко. Подобные методы обмана входят в систему социальной инженерии, где наиболее слабым звеном остается человеческий фактор, то есть, люди и их эмоции, принятые под влиянием эмоций решения.
Как не попасться на удочку мошенников
Простые действия помогут сохранить и деньги и нервы:
- Попросите звонившего представиться и назвать должность в компании, “от имени которой” он звонит и т.п. Можете затем переспросить повторно. Скажите, что не можете говорить в данный момент и попросите контактный номер руководителя звонившего.
- Скажите, что не можете продолжить разговор. Положите трубку. Затем перезвоните в компанию, которая указана, как организатор акции (автосалон и т.д.), НО – по номеру, указанному на ее официальном сайте. Перезвоните по официальному номеру и уточните информацию о проведении акции.
- Помните, что нельзя выиграть, не участвуя в розыгрыше. Не будьте доверчивы!
- Поищете в Интернете информацию об акции, автосалоне, который ее якобы проводит. Отсутствие информации или отзывов – плохой признак.
- Введите в поисковой системе контактный телефонный номер, указанный на сайте. Если это официальный номер автосалона, то поисковая система предложит вам соответствующую цепочку результатов.
- Если вам сообщают о несчастье с родственником, попросите перезвонить (или пообещайте перезвонить сами) и наберите родственника, чтобы убедиться, что он в порядке.
- Если звонивший ссылается на сайт, изучите его. Признаки сайта-фальшивки:
- адрес начинается с http, а не https;
- разные страницы сайта имеют один и тот же адрес в адресной строке;
- на сайте много грамматических и других ошибок;
- обещания на сайте выглядят слишком «сказочно» (много обещают, мало требуют).