Телефонное мошенничество
Внимание: номер платежной карты – единственное, что можно сообщить по телефону
В марте 2017 года на улицах города Киева появились 30 информационных биллбордов, которые помогут тысячам украинцам не поддаться мошенникам и сохранить свои средства на карточных счетах. Социальная реклама информирует граждан о ключевом правиле безопасности пользования платежной картой и предостерегает, какие карточные данные ни в коем случае нельзя разглашать по телефону.
По результатам социологического исследования Gemius Украина, в прошлом году в 4 раза возросло количество случаев, когда украинцы лично сталкивались с мошенничеством с платежными картами (с 3% в 2015 году до 12% в 2016 году), и более чем в 3 раза, – когда с такими случаями сталкивались родственники, друзья или коллеги опрошенных (с 12% в 2015 году до 37% в 2016).
Среди всех видов платежного мошенничества наибольшую угрозу для украинцев сейчас составляет вишинг – телефонные звонки держателям карт, во время которых мошенники пытаются выманить конфиденциальные платежные данные для дальнейшего осуществления незаконных операций с картами.
Суммы убытков граждан от каждого такого «удачного» мошеннического звонка постоянно возрастают. По данным межбанковской системы обмена информацией о платежном мошенничестве
«Exchange-Online», в 2015 году «жертва» вишинга теряла в среднем 800 гривен, а уже сегодня средний «чек» мошенника составляет 1400 гривен. Более того, зафиксированы случаи, когда со счетов украинцев преступники снимали 100-140 тысяч гривен.
Опрос Gemius Украина демонстрирует, что 77% граждан знают, что, кроме номера платежной карты, никаких других реквизитов никому и никогда предоставлять нельзя. Однако банковская статистика свидетельствует, что 76% эти данные все же раскрывают в стрессовой ситуации.
Методы мошенников по заманиванию держателей карт в «телефонные ловушки» и увеличению дохода от таких афер становятся все более изобретательными. Теперь во время таких телефонных разговоров преступники пытаются заполучить не только реквизиты платежной карты, но и идентификационные данные держателя, чтобы попытаться снять лимиты на проведение незаконных операций с картой. При этом воры могут представляться не только работниками банка (хотя на эту «легенду» все еще приходится более 90% случаев), но и представителями других уполномоченных органов. Мошенники также могут звонить от имени НБУ, полиции, СБУ, Пенсионного фонда, благотворительной организации или покупателя. Чаще всего для обмана жертвы придумываются такие поводы: информирование о блокировке карты, изменение банковских реквизитов, начисление надбавки к пенсии, начисление процентов по депозиту или кредиту, проверка службы безопасности, выигрыш в лотерею, приобретение товара. Повод может быть и любым другим, ведь мошенники вынуждены постоянно менять старые уже известные «басни» на новые. Поэтому владельцы карт должны помнить: никто из перечисленных лиц и инстанций не вправе требовать от владельца карты сообщить платежные реквизиты (в том числе НБУ). Единственное, что можно сообщить по телефону – это номер карты. Другие данные, которые никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя разглашать вместе с номером карты: срок действия карты, трехзначный код с обратной стороны карты (код CVV2 / CVC2), пароли из смс-сообщений от банка.
Социальная антимошенническая рекламная кампания, которая информирует граждан о методах защиты от такой существенной угрозы, как вишинг, проходит в рамках Национальной программы по содействию безопасности электронных платежей и карточных расчетов Safe Card, которая реализуется Украинской межбанковской ассоциацией членов платежных систем ЕМА при поддержке Государственного департамента США. Борды с призывом не сообщать по телефону ничего, кроме номера карты, установлены во всех районах столицы в местах, где их увидит наибольшее количество граждан.
Вскоре советы и предостережения о защите карт от актуальных киберугроз в платежной сфере появятся также в газетах для пенсионеров, которые будут распространяться через Центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи и банковские учреждения. Согласно результатам исследования Gemius, мошенники чаще всего звонят людям в возрасте 55 лет и старше. Поэтому особые усилия по информированию должны быть направлены на наиболее уязвимые слои населения.
Кроме того, в феврале 2017 года на окнах вагонов киевского метрополитена были размещены плакаты с целью информирования украинцев о признаках и способах защиты от наиболее распространенных видов мошенничества в платежной сфере – вишинге, фишинге и кэш-треппинге.