Телефонное мошенничество
Топ-3 правил безопасности для платежных карт
Переходя дорогу, нужно сначала посмотреть налево, а потом направо. Выходя из дома, выключаем все электроприборы. Покупая продукты питания, следует обращать внимание на срок годности… Эти и другие правила техники безопасности помогают сберечь здоровье и имущество. Мы выполняем их уже автоматически, не задумываясь. Так же следует выучить и правила безопасной работы с платежными картами. Ведь это тоже помогает сохранить и деньги, и нервы!
Правило 1. Скрывайте секретные данные.
Еще раз о том, какие данные карты нельзя сообщать никому:
- Срок действия карты (он нужен лишь вам во время совершения платежных операций в Интернет);
- Трехзначный код безопасности с обратной стороны карты или код CVV2/CVC2 (он необходим для подтверждения операций с картой в Интернет);
- Код-пароль из смс от банка (он требуется для подтверждения онлайн-операций с картой, защищенной по системе 3D Secure).
Все три перечисленных группы данных нужны исключительно держателю карты для совершения операций с его картой. Другому человеку эти данные могут понадобиться лишь в том случае, если он собирается воспользоваться вашей картой. Например, это может быть мошенник.
Правило 2. Помните о телефонных обманах.
Уже не раз сказано, что телефонные мошенники выдают себя за банковских сотрудников, правоохранителей, сотрудников Пенсионного фонда и других организаций, а также за покупателей товара, который вы продаете в Интернет. На самом деле, не важно, кем притворился мошенник. Важно, что только мошенник будет спрашивать у вас секретные данные вашей карты!
Даже если с вами говорят очень убедительно, вежливо, обходительно. Если вам кажется, что звонящему можно доверять, если он угадал или знает какие-то подробности (ваше имя и отчество, ваш банк и т.д.). Если вам рассказывают интересную, похожую на правду, историю. Если вас, напротив, пытаются напугать, говорят о неприятностях с вашей банковской картой или даже с вашими близкими. Если вас уверяют, что вы получили прибавку к пенсии, денежный приз или предоплату за товар… Как только звонящий заикнется о том, что нужно сообщить секретные данные вашей карты, знайте: это звонит мошенник и все его «рассказы» – выдумка! Прекратите разговор и положите трубку!
Правило 3. Все детали уточняйте у банка.
У вас спрашивали секретные данные вашей карты – и вы положили трубку? Правильно.
Но обычно после таких звонков остаются вопросы, сомнения и переживания. Не стоит перезванивать по тому же номеру, по которому с вами связался мошенник. Все подробности вы можете узнать в своем банке. Телефон банка есть на вашей платежной карте, а также на официальном сайте банка. Позвоните, расскажите о том, что произошло. Сотрудник банка ответит на все ваши вопросы по поводу вашей карты, ваших банковских счетов и безопасности ваших данных.
При необходимости, банковский служащий посоветует вам принять меры безопасности для того, чтобы защитить вашу карту и ваши деньги от мошеннических посягательств:
- Установить лимиты на все операции с картой (снятие наличных средств, платежи, покупки и переводы в Интернет). Даже если мошенник обманным путем выведает данные вашей карты, он не сможет украсть сумму большую, чем предусмотрена лимитом. Потому банковские сотрудники советуют ставить минимальные лимиты. А в случае, когда держателю карты требуется обналичить или перевести большую сумму, он может всего за несколько минут снять лимит, сделать платеж, а затем вернуть лимит обратно.
- Открыть дополнительную карту специально для операций в Интернет и держать на ней небольшую сумму денег. Таким образом, доступ к основному банковскому счету будет закрыт.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ!
Очень часто мошенники выдают себя за сотрудников Пенсионного фонда или других организаций, в том числе благотворительных. Злоумышленник определяет по голосу предполагаемый возраст жертвы. Например, услышав голос пожилого человека, преступник может сказать, что работает в Пенсионном фонде, который будет начислять надбавку к пенсии. Для получения «надбавки» мошенник попросит «пройти регистрацию карты» или просто потребует «некоторые данные», в числе которых обязательно окажется и срок действия карты и трехзначный код безопасности с обратной стороны карты.
Другая распространенная ситуация: мошенник находит в Интернете объявление о продаже какого-либо товара и телефон продавца. Звонит ему, выдавая себя за покупателя. Договаривается о предоплате за товар, берет номер карты. Через некоторое время продавцу перезванивает соучастник мошенника, который выдает себя уже за банковского сотрудника. Мнимый «сотрудник» говорит продавцу, что на его карту были переведены деньги (называет точную сумму, оговоренную с «покупателем»), но, дескать, не могут быть зачислены, пока продавец не сообщит дополнительные данные карты (причины мошенник может называть самые убедительные, даже цитировать статьи законов, которые растерявшийся продавец, конечно же, не станет тут же проверять). Часто этого оказывается достаточно, чтобы продавец поверил звонящему, сообщил секретные реквизиты своей карты и … оказался обманут и ограблен!
Никогда не сообщайте секретные данные карты, даже если вас уверяют, что они нужны для получения пенсии или другого платежа на вашу карту. Для того, чтобы на карту были зачислены деньги (не имеет значения, это прибавка к пенсии, зарплата, предоплата за товар, денежный выигрыш по акции или любой другой денежный перевод) отправителю надо знать только номер карты. Остальные данные ему точно не нужны! Если он спрашивает о других данных – значит, вы говорите с мошенником!