Повседневные траты украинцев: наличные или карта?

Национальный банк Украины, опираясь на исследования компании GFK Ukraine для Visa, представил структуру повседневных трат соотечественников. Оказалось, что больше половины опрошенных украинцев (активных пользователей платежной картой и Интернет) предпочитают оплачивать коммунальные услуги, а также покупку билетов и приобретение техники, безналичным путем. Впрочем, это не значит, что безналичные расчеты превалируют. Напротив, согласно выводам того же исследования, 68% активных держателей карт не могут ими воспользоваться в торговых точках, потому что у продавцов нет POS-терминалов.

«Продавец без терминала – прямое нарушение законов «О платежных системах и переводе средств в Украине», «О защите прав потребителей», а также Налогового и Административного кодексов Украины, — подчеркивает руководитель Ассоциации ЕМА Александр Карпов. — Вчера, 18 декабря, «исполнилось» 4 года с того момента, как все отечественные предприниматели (включая «упрощенцев») должны были начать вести расчеты, в том числе, безналичным путем, используя для этого POS-терминалы и e-commerce. Это требование до сих пор проигнорировано. Только 18% украинских предпринимателей выполнили это требование (данные за 1 июля текущего года)».

В Украине всего 4,5 тысячи POS-терминалов на миллион жителей (по подсчетам НБУ), это в разы ниже, чем в европейских странах (в Польше один из самых низких в Европе показателей, но он все же равен 10,3 тысячам POS-терминалов на миллион жителей). В странах, сопоставимых с Украиной по территории и количеству жителей (Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания) количество терминалов, интернет-магазинов составляет от 800 000 до 1 200 000 шт.

Структура повседневных трат: карта уступает наличным

Продукты питания респонденты оплачивают и картой и наличными, практически в равных пропорциях. В 24% картой, в 28% наличными, а 47% опрошенных сказали, что используют и карту и наличные в равной степени часто.

Посещение кафе и развлекательных заведений в 28% случаев оплачивается только наличными деньгами, в 22% случаев — только картой. А 50% респондентов заявили, что платят и картой и наличными, в зависимости от удобства, наличия POS-терминала и т.п.
Медицинские услуги оплачивают картой в 24% случаев, а покупку лекарств – в 37%.

Активные пользователи платежных карт предпочитают оплачивать ими также покупку одежды и обуви (в 26%), туристические услуги (45% случаев), образование (46% случаев) и даже аренду жилья (47%).

Впрочем, исследование проводилось в Интернет. В то же время, подсчеты НБУ показывают, что, в целом, лишь 31% от суммы трат украинцев осуществлены платежной картой. Чаще всего соотечественники платят картой при совершении Интернет-покупок (53%).

Основной формой расчетов между украинцами остается передача наличных из рук в руки (71%, по данным Нацбанка Украины). Помимо этого, наличными платят через банковские терминалы (38% респондентов подтверждают, что хотя бы раз в году делали это), переводят наличные через банковские отделения по реквизитам карты получателя (16%).

Денежные переводы: наличные из рук в руки

НБУ акцентирует на том, что денежные переводы в Украине все еще чаще происходят в виде приема и выдачи наличных денег от отправителя получателю, минуя их текущие счета. Причем в 2015 году сумма внутригосударственных денежных переводов, в целом, составила 75 466 миллионов гривен.

Однако отмечен рост популярности онлайн-переводов денег с карты на карту: 50% респондентов, участвовавших в Интернет-опросе GFK Ukraine для Visa, пользовались для этого услугами Интернет сервисов.

В развитии системы денежных переводов с карты на карту в Интернет (р2р) эксперты Нацбанка видят один из важнейших факторов развития сферы безналичных платежей в Украине. Однако представляется не очень правильным приучать граждан и торговлю к использованию денежных переводов для оплаты товаров и услуг.

«Помним главное правило: безналичный платеж не может быть сложнее платежа наличными, — акцентирует Александр Карпов. — Денежные переводы в Интернет пользуются успехом, потому что отвечают главным требованиям потребителя: сделать все быстро, в удобное время, в удобном месте. Зачисление средств, с редкими исключениями, происходит в течение считанных минут. Комиссии не больше тех, которые бывают в отделениях банка. Зато нет потребности стоять в очереди, куда-то ехать. Однако остается открытым вопрос популяризации безналичных переводов онлайн, потому что немалая часть потребителей не пользуется этой услугой, не зная о ее преимуществах».

Вам также будет интересно:

Cashless Diges

Cashless Digest 21.09.2017

Банкомат не выдал деньги? Не отходим!

Новинки от телефонных мошенников

Fraud News Digest

Fraud Digest 14.09.2017