Смс с «тревожной» темой ? Перезвоните в банк по официальному номеру!

Мошенники всегда пытаются манипулировать жертвой, чтобы заставить «плясать под их дудку». Тревожные сообщения – один из способов напугать человека и заставить потерять бдительность. Нередко жертвы мошенничества потом сами себе удивляются: как могло получится, что они выдали данные своей карты или перевели деньги какому-то неизвестному человеку? По подсчетам специалистов, преступникам удается убедить жертву сообщить конфиденциальные данные ее банковской карты, в среднем, за пять минут разговора по телефону!

Однако телефонное мошенничество – это не обязательно именно звонок злоумышленника. Часто обманная схема реализовывается в два этапа (сначала приходит смс, потом жертва сама звонит преступнику). Рассмотрим их на реальном примере случая, произошедшего с пользователем, который обратился в Ассоциацию ЕМА, сообщив о телефонном мошенничестве.

Первый этап обмана: тревожное смс от «банка»

Владимир рассказывает, что все началось с смс, которое пришло на его мобильный номер якобы от имени «Ощадбанка». В тексте сообщения было следующее: «Уважаемый клиент, ваша карта будет заблокирована на 90 банковских дней. На суд. (судебную. – Ред.) экспертизу. Вам необходимо позвонить по телефонному номеру 091 938 5161. С уважением, служба безопасности банка».

Конечно, смс, в котором речь идет о блокировке банковской карты, уже само по себе вызывает тревогу и волнение. Но слова о судебной экспертизе неподготовленного человека могут повергнуть в шок.

Вот только некоторые из объяснений, почему люди, прочтя о «блокировке карты» и/или «судебной экспертизе», сразу поверили в это:

  • «Я вспомнила о своем «неудачном» кредите, который с трудом выплачиваю уже 3,5 года после реструктуризации», – признается Валентина Белоусова из Ивано-Франковска.
  • «Я подумал, что это помешает мне выехать за границу, а вылетать надо было уже через три недели», – говорит студент КПИ Даниил Р.
  • «У меня был кредит, но я его выплатил. Однако не закрыл кредитную карту, и банк неоднократно мне звонил по этому поводу. Я решил, что это как-то связано», – объясняет Сергей Мамлюк из Борисполя.
  • «Мой сын брал дорогую мобилку в рассрочку. Я почему-то решила, что у него возникли проблемы с выплатой», – говорит Татьяна Корженко из Киева.
  • «Я получаю помощь по ребенку и со дня на день ждала деньги. Думала, теперь придется искать, у кого одолжить на жизнь», –рассказывает многодетная мать Ольга П. из Харькова.

Поразительно, что многие из опрошенных нами клиентов даже не имели карты в «Ощадбанке», тем не менее, реагировали на сообщение – и перезванивали. Нередко в смс вообще не указывался конкретный банк (не было названия), а только «служба безопасности банка»!

Очевидно, что сообщение с тревожной темой запускает «реакцию», когда человек начинает паниковать, готов даже «придумать» или найти кажущееся ему логичным объяснение, почему его карту могли заблокировать. Первая мысль – срочно исправить ситуацию. Потому многие люди, получив тревожное смс, сразу же перезванивают по номеру, указанному в нем.

ГЛАВНАЯ ОШИБКА: нельзя принимать поспешные решения под влиянием эмоций. Остановитесь, успокойтесь. Не «накручивайте» себя, а обдумайте все, прежде чем куда-то звонить. Возможно, вам пришло смс от «Ощадбанка», где у вас даже нет карты!

Второй этап обмана: звонок в «банк»

Итак, встревоженный клиент перезванивает в «банк» — то есть, по номеру, указанному в смс. Трубку снимает мошенник. Он может быть вежливым или строгим, говорить как «сотрудник банка» или «как полицейский».

Главные признаки, по которым мошенника достаточно легко отличить от реального сотрудника банка:

  • Мошенник будет говорить, что с вашей картой проблемы. Затем он скажет, как эти проблемы можно решить. Для этого он спросит данные вашей карты (либо предложит вам отправиться в банкомату/терминалу, чтобы там вы сами – но выполняя команды мошенника, данные им по телефону – «решили проблемы», связанные с картой).

Конфиденциальные данные карты, о которых вас НИКОГДА не спросит настоящий сотрудник банка, полицейский или сотрудник Пенсионного фонда (и любой другой человек, не нарушающий законы Украины):

  • Срок действия карты;
  • Трехзначный код безопасности с обратной стороны карты или код CVC2/CVV2);
  • Пароль/код из смс от банка.

ВНИМАНИЕ: как только ваш телефонный собеседник спрашивает у вас данные карты (не только ее номер, но конфиденциальные данные карты) – это признак, что вам звонит именно мошенник и никто иной!

ВНИМАНИЕ: пытаясь убедить вас выдать трехзначный код безопасности с обратной стороны карты, мошенник может пренебрежительно называть этот код «тремя цифрами» и говорить, что код написан на карте, значит, его видит каждый. Суть же в том, что трехзначный код безопасности нужен только для проведения операций в Интернет. Так что обычному кассиру в магазине, где вы расплачиваетесь картой, этот код просто ни к чему. Однако если сообщить код (и все остальные данные) мошеннику, то он сможет от вашего имени сделать денежный перевод с вашей карты – и таким образом украсть ваши деньги.  

  • Мошенник будет продолжать давить на вас – запугивать, торопить, находить новые и новые предлоги, почему вы должны сообщить ему данные карты немедленно.

Например, нередко выдуманной причиной для блокировки карты становятся некие «подозрительные операции», которые по этой карте совершаются. Если мошенник почувствует нерешительность жертвы, нежелание говорить данные карты, то может «надавить» — сказать, что «подозрительные операции» совершаются прямо сейчас и что надо успеть спасти деньги, или что карта будет заблокирована на длительный срок (90 дней и более), либо что на карту будет начисляться ежедневный штраф и т.д.

  • Мошенник может отправить вас к банкомату. Предлог: с картой надо провести некие операции (например, зарегистрировать карту, принять платеж или поменять ПИН-код).

На деле, мошенник попытается запутать жертву, внушив ей, что она «меняет ПИН» («регистрирует карту» или «принимает платеж» и т.п.) в то время, как на самом деле жертва будет переводить свои деньги на карту мошенника!

ГЛАВНАЯ ОШИБКА: ни в коем случае нельзя звонить по номеру, который указан в смс! Если у вас есть сомнения, и вы полагаете, что с картой действительно могут быть проблемы – сразу звоните в банк по номеру, указанному на вашей банковской карте или на официальном сайте вашего банка!

Если вы все-таки позвонили по номеру, указанному в смс, и начинаете понимать, что от вас хотят услышать конфиденциальные данные вашей карты – просто положите трубку. Не верьте угрозам и настойчивому тону. Вы всегда можете перезвонить в свой банк по официальному номеру буквально через несколько минут после того, как прекратите разговор с мошенником. Сотрудники вашего банка проверят, все ли в порядке с вашей картой. В 99% случаев с ней все в порядке, а смс пришло от мошенников!

Как действуют мошенники, если у них есть данные вашей карты: тут же стараются украсть с карты деньги (сделать денежный перевод на другую карту).

Как помешать мошенникам украсть ваши деньги, если вы поняли, что выдали конфиденциальные данные вашей карты:

  • Позвоните в банк по официальному номеру (указан на карте или на официальном сайте банка) и заблокируйте карту. Или воспользуйтесь для этого услугами Интернет-банкинга.
  • Обратитесь в Киберполицию Украины – оставьте заявление на сайте.

Резюме: как предупредить мошенничество

  • Не выдавайте конфиденциальные данные вашей карты.
  • Не верьте тревожным сообщениям в смс и не предпринимайте поспешных действий.
  • Установите лимиты на карте – на операции в Интернет, снятие наличных. Это поможет защитить ваши деньги.

Вам также будет интересно:

Ассоциация ЕМА запускает «Investigate-online» — базу самой актуальной информац...

Схемы обмана при покупках в Интернет: мнимые «покупатели» и «продавцы»

«Ловушка для пенсионеров»: как мошенники могут присвоить ваши деньги

Мошенник втерся в доверие? Узнайте, почему