Как не стать жертвой мошенника? Ответы — на плакатах в метро!

Чем больше людей знают о мошенничестве, тем меньше у преступников шансов! В метрополитене Киева появились информационные плакаты, которые предупреждают об угрозах фишинга, вишинга и кеш-треппинга.

Социальная инженерия – самый «успешный» вид мошенничества. К примеру, из практики ЕМА известно, что более, чем три четверти граждан, которым позвонили мошенники (вишинг), выдают секретные данные своих банковских карт. Почему так? Мошенники очень убедительно ведут разговор, могут притвориться кем угодно (от сотрудника банка (в 94% случаев) до покупателя товара, который «жертва» продает через объявление в Интернет).

Только зная о существующих угрозах, люди могут быть готовы правильно ответить позвонившему преступнику, научатся распознавать мошеннические веб-сервисы, будут в курсе того, как действовать при банкоматном мошенничестве.

Цель преступников – получить доступ к деньгам жертвы, которые находятся на банковской карте. Для этого злодеи идут на различные уловки:

  • Вишинг: телефонное мошенничество, при котором преступник представляется кем-то, внушающим доверие жертве (например, сотрудником банка или Пенсионного фонда, или покупателем/продавцом товара и т.п.). Под благовидным предлогом (к примеру, сообщив о блокировке карты банком или пообещав перевести задаток за товар либо надбавку к пенсии и т.д.) злодей старается склонить жертву разгласить секретные данные ее банковской карты (срок действия карты, трехзначный код безопасности с обратной стороны карты (код CVV2/CVC2) и пароль из смс от банка). Узнав нужные данные, преступник совершает денежные переводы с карты жертвы. Сумма ущерба при вишинге, в среднем, составляет 1403 гривны, по данным за 2016 год (опять же, в отдельных случаях преступники обманывали жертв на десятки тысяч гривен!).
  • Кеш-треппинг: банкоматное мошенничество, при котором на отверстие для выдачи наличных преступники устанавливают специальную планку с двусторонним скотчем. Когда жертва пытается снять деньги, мошенническое устройство перехватывает их. В итоге, клиент слышит пересчет купюр в банкомате, видит сообщение о выдаче наличных на экране банкомата, но деньги не появляются из отверстия для подачи наличных. Если жертва решит, что в работе банкомата произошел сбой и отойдет от банкомата, появится преступник, который вынет плану с приклеившимися к ней купюрами. В 2016 году в Украине было обнаружено 830 кеш-треппинговых устройств. Сумма ущерба составляла, в среднем, 1500 гривен.
  • Фишинг: мошенники создают сайты, которые имитируют сервисы для предоставления несуществующих услуг (чаще всего это пополнение мобильного телефона и/или денежные переводы на карту через Интернет). Сайты «раскручивают», используя маркетинговые технологии. Так что жертва чаще всего видит фишинговые сайты в числе первых в поисковой выдаче Google или Yandex при введении запроса «пополнить мобильный» или «перевести деньги на карту в Интернет». В день таким фальшивым сервисом могут попытаться воспользоваться до 2,5 тысяч держателей карт. Все они оставляют на сайте свои данные, которые преступники используют для совершения денежных переводов с карты жертвы. Размер ущерба от одной мошеннической операции при фишинге, в среднем, по данным за 2016 год, составляет 345 гривен (но в отдельных случаях речь может идти о тысячах гривен!).

Информационные плакаты от ЕМА содержат краткое описание признаков перечисленных видов мошенничества. Также там указаны способы защиты и даны советы как реагировать клиентам, если стало очевидно, что мошенничество произошло.

Информационная кампания в столичном метрополитене проводится как часть Национальной программы по содействию безопасности электронных платежей и карточных расчетов Safe Card. Все материалы кампании доступны на сайте Ассоциации ЕМА и могут быть использованы для информирования клиентов.

Предупрежден – значит, вооружен! Давайте вместе лишим мошенников резона создавать сайты-подделки, обманывать клиентов по телефону и устанавливать мошеннические устройства в банкоматы.

Вам также будет интересно:

Статистика безналичных расчетов в Украине: «зради» и «перемоги» (ИНФОГРАФИКА)

Борьба с кибермошенничеством: «зради» и «перемоги» в итогах третьего квартала 2017 года (ИНФОГ...

Продавец товара просит предоплату на мобильный? Это мошенник!

Вам предлагают пройти опрос «от имени OLX»? Это мошенничество!