Бережешь деньги от мошенников? Не выдавай данные карты по телефону!

На улицах Киева появилось тридцать информационных бордов, которые объясняют, какие данные банковской карты нельзя сообщать по телефону.

Кто бы ни позвонил вам – сотрудник банка или другой организации, родственник, покупатель товара, выставленного вами на продажу – вы можете сказать им только номер вашей карты. Другие данные (срок действия карты и трехзначный код безопасности с обратной стороны карты или код CVC2/CVV2, пароли из смс от банка) – это ваша с банком тайна. Ее нельзя раскрывать никому, в том числе неизвестному, который может выдавать себя даже за сотрудника банка или полицейского. На самом деле, настоящий сотрудник банка или полицейский никогда не спросит вас о реквизитах вашей карты!

Сколько «стоит» вишинг для украинцев

Поскольку цель телефонного мошенничества – или вишинга – в том, чтобы обманом получить данные карты клиента, то каждый «удачный» звонок оборачивается для пользователя потерей денег. Средняя сумма ущерба – 1403 гривны (по данным ЕМА). Это много или очень много? Давайте разберемся.

  • Размер средней заработной платы в Украине в январе 2016 года составил 6008 гривен. Получается, что одна мошенническая операция по телефону – это потеря 24% ежемесячного дохода среднестатистического украинца. В некоторых семьях аналогичная сумма уходит на питание в течение двух-трех недель.
  • Размер минимальной пенсии составляет с января 2017 года 1247 гривен. Так что для пенсионера потеря 1403 гривен – это потеря суммы, необходимой для жизни!

Между тем, именно люди старше 55 лет – в группе риска, согласно результатам исследования, проведенного Ассоциацией ЕМА и компанией Gemius осенью 2016 года. Мошенники чаще звонят людям старше 55 лет, притворяясь сотрудниками не только банков, но и Пенсионного фонда (и обещая перерасчет пенсии или прибавку, если пользователь сообщит им данные своей карты).

К тому же, 1403 гривны ущерба от каждого случая вишинга – это показатель средний. Нередко сумма намного больше. Например, на прошлой неделе в Fraud Digest от Ассоциации ЕМА была опубликована реальная история телефонного обмана пенсионера, который потерял 11 тысяч гривен. Мошенница представилась сотрудницей Пенсионного фонда и пообещала жертве прибавку к пенсии в размере 1300 гривен. Для получения денег следовало пойти к банкомату для «перерегистрации» карты, во время которой пенсионер по телефону продиктовал все данные, высвечивающиеся на экране банкомата, и под руководством мошенницы перевел все свои деньги с карты на три неизвестных мобильных номера.

Максимальная же сумма, украденная с карты украинца при помощи вишинга, – 140 тысяч гривен. По подсчетам специалистов ЕМА, в целом, мошенники «заработали» (то есть, украли!) в 2016 году 275,45 миллионов гривен. Годом ранее ущерб от телефонного мошенничества составлял около 51 миллиона гривен. Если динамика сохранится, то уже к концу 2017 года жертвой телефонного мошенничества рискует оказаться каждый тридцатый украинец.

Приемы телефонных мошенников

  • Представляются сотрудником банка (более, чем в 90% случаев), Нацбанка, СБУ, Пенсионного фонда, сотрудником некой компании или покупателем товара, который жертва продает через Интернет.
  • Сообщают «благовидный» предлог для звонка. Нередко пугают (говорят, что заблокирована банковская карта пользователя или по ней замечены подозрительные операции). В других случаях сообщают «приятные» новости: о прибавке к пенсии, выигрыше в лотерею или по акции. Если преступник представился покупателем товара, выставленного жертвой на продажу, то он обычно говорит о предоплате или полной оплате товара.
  • Уговаривают пользователя сообщить данные его банковской карты. Под любым предлогом стараются выпытать не только номер карты, но и срок ее действия и трехзначный код безопасности с обратной стороны карты или код CVC2/CVV2, а также пароли из смс от банка.
  • Торопят с принятием решения.
  • В отдельных случаях мошенник убеждает пользователя отправиться к банкомату, чтобы там сделать денежный перевод с чужой карты на карту пользователя. Либо, как в описанном выше случае с пенсионером – провести «перерегистрацию» карты или другую операцию. На самом деле, банкомат позволяет сделать перевод ТОЛЬКО со своей карты на чужую (или на чей-то мобильный номер), но не дает возможности перевести деньги с чужой карты на свою. Так что если вам звонят, обещают выигрыш или другое денежное поступление и убеждают отправиться к банкомату – будьте уверены, вас хотят обмануть и ограбить!

Зачастую мошеннику требуется всего несколько минут, чтобы «обработать» жертву: то есть обманом вынудить ее выдать реквизиты ее банковской карты. По подсчетам ЕМА, в среднем один звонок занимает пять минут. Хотя известны случаи, когда преступники перезванивали несколько раз, либо оставались на связи с жертвой все то время, что ей требовалось на поход к банкомату и проведение всех манипуляций.

Увы, но три четверти украинцев, которым позвонили преступники, все еще сообщают данные своей карты по телефону.

Как видим, телефонное мошенничество в Украине процветает. Информационная кампания ЕМА призвана привлечь внимание пользователей к этой проблеме.

Будьте бдительны! Не сообщайте по телефону ничего, кроме номера своей карты. Не верьте запугиваниям или щедрым обещаниям. Если вам звонят, требуют реквизиты карты и торопят – положите трубку. Перезвоните в свой банк (телефон есть на карте или на официальном сайте банка) и узнайте, все ли в порядке с вашей картой. Берегите себя и свои деньги!

Вам также будет интересно:

Cashless Diges

Cashless Digest 27.06.2017

«Ловушка для пенсионеров»: как мошенники могут присвоить ваши деньги

Предлагают легкие деньги? Задумайтесь, вы можете стать соучастником преступления!

Мошенник втерся в доверие? Узнайте, почему