В Луганской области раздадут брошюры о платежном мошенничестве
Сотрудничество правоохранителей и банков получило новое развитие – в создании информационных брошюр для населения. В издании кратко и четко изложены признаки мошенничества. Брошюры напечатал Первый украинский международный банк (ПУМБ) после того, как весной в Северодонецке прошел семинар по кибермошенничеству – по инициативе замначальника Главного управления национальной полиции в Луганской области, полковника Руслана Усманова, и при поддержке Ассоциации ЕМА.
Семинар стал первым шагом для построения эффективного взаимодействия между правоохранителями и банками в деле противостояния мошенничеству. Не случайно семинар проводили именно по инициативе полиции в Луганской области – 75% всех преступлений в регионе связаны с мошенничеством с платежными инструментами.
В Луганской практикуют работу на упреждение опасных ситуаций. Распространение брошюр также станет частью этой программы.
Учитывая, что обстановка в регионе остается достаточно напряженной, тревожность местного населения тоже повышена. Люди готовы услышать «плохое» и сразу отреагировать. Этим и пользуются мошенники: то звонят жертве, выдавая себя за родственников, попавших в беду, то сообщают о блокировке банковской карты. Используют «популярные» мошеннические приемы, о которых обыватели часто не в курсе. Тем более, что группа риска – это пенсионеры, которые редко бывают в Интернете, мало знают о признаках мошенничества и не смогут распознать ловушку.
Для работы с наиболее уязвимыми группами населения правоохранители Луганской области проведут операцию «Визит»: по сути, визит полицейских, которые расскажут о платежных преступлениях и их признаках. Брошюры, сделанные ПУМБ, будут раздавать во время таких визитов.
Кроме того, местные правоохранители решили исследовать эффективность предупредительных мер в рамках операции “Визит” – по инициативе Национальной полиции Украины, в регионе будут “замерять” количество платежных преступлений до и после проведения “Визита”.
Инструкция по распознанию платежного мошенника
Авторы брошюры учат «узнавать» мошенников по характерному поведению:
- Мошенники могут выдать себя за кого угодно: за банковских служащих, полицейских, работников Пенсионного фонда или Национального банка Украины, Генеральной прокуратуры. Также злоумышленники притворяются представителями компаний, которые проводят акции или вручают ценные подарки. Наконец, нередко злодеи выдают себя за покупателей товара, который жертва продает через объявление.
- Отличительная черта мошенника: он станет спрашивать информацию, которую никогда не спросит настоящий сотрудник банка, полиции, любой государственной или частной организации. Человек, соблюдающий законы Украины, не станет задавать такие вопросы, а именно: не будет выяснять секретные реквизиты банковской карты (это срок действия, трехзначный код безопасности с обратной стороны карты или код CVC2/CVV2, а также пароль из смс от банка, пароль к личному кабинету в Интернет-банкинге). Таким образом, если вас просят сообщить реквизиты карты, которые считаются секретными, значит, это мошенничество! Не важно, под каким предлогом выспрашивают эти данные – речь идет о преступлении, о попытке мошенников выяснить данные вашей карты и украсть с нее деньги.
- Злодеи могут обещать легкие деньги. Пенсионерам часто обещают прибавку к пенсии или материальную помощь (при этом мошенник может выдавать себя за сотрудника Пенсионного фонда или любого благотворительного фонда, либо за помощника депутата, который решил «помочь» пенсионерам). Как понять, что это мошенник? Мошенник спросит секретные реквизиты карты, якобы для начисления «прибавки» или «помощи». На самом деле, для начисления денег на карту достаточно знать только ее номер, другие, секретные, данные не нужны.
- Злодеи всегда торопят, настаивают и убеждают. Могут пытаться запугать («Вашу карту заблокируют!» и т.п.).
- Один из преступных приемов – убедить жертву пойти к банкомату, чтобы «получить» деньги (прибавку к пенсии, помощь, перевод) на карту. В процессе преступник постарается запутать жертву так, чтобы в результате она сама перевела деньги со своей карты на карту мошенника. Помните, что в банкомате можно сделать перевод только со своей карты на чужую. То есть, только с той карты, которая вставлена в банкомат.
Как не попасть в ловушки по телефону и в банкомате
Среди распространенных в Луганской области мошеннических ловушек – «звонок от родственника». Выдавая себя за попавших в беду близких, злодеи убеждают жертву перевести деньги. Не попасть в ловушку можно только одним способом: прервать разговор, а затем перезвонить тому родственнику (на его личный номер), который якобы оказался в беде. В 99,9% случаев с ним все в порядке.
В информационной брошюре от ПУМБ перечислены признаки банкоматного мошенничества и способы защиты от него. В их числе:
- Прикрывать рукой или портмоне клавиатуру во время введения PIN-кода к карте, даже в том случае, если сзади нет очереди. Ведь мошенники могут установить на банкомате миниатюрное записывающее устройство.
- Не отходить от банкомата, который отсчитал, но не выдал деньги. В этом случае следует проверить отверстие для выдачи наличных и связаться с банком по телефону, указанному на банкомате или на карте.
- Не использовать банкомат с посторонними накладками на отверстие для приема карт (кардридер). Если внешний вид кардридера отличается от изображенного на фото на экране банкомата – использовать банкомат нельзя. Если карта туго заходит в кардридер – использовать банкомат нельзя!
Запомни перечень секретных данных карты
Также гражданам сообщают перечень данных, которые считаются конфиденциальными и которые нельзя сообщать никому, даже человеку, выдающему себя за сотрудника банка. Речь идет о таких данных:
- CVC2/CVV2 код с обратной стороны карты
- Срок действия карты
- PIN-код доступа к карте
- Пароль доступа из смс от банка
- Логин и пароль для входа в Интернет-банкинг
- Информация про SIM-карту (PIN и PUK коды и др.).
Что делать, если стал жертвой мошенничества? Авторы брошюры дают советы, как действовать пострадавшему. В брошюре указаны телефоны горячей линии ПУМБ (в зависимости от мобильного оператора), а также основные рекомендации (связаться с банком, обратиться в полицию).