Продаете что-то в Интернет? Берегитесь «покупателей»-мошенников!

Один из самых популярных в Украине Интернет-сайтов для бесплатных объявлений «OLX» поддержал Национальную программу по содействию безопасности электронных платежей и карточных расчетов Safe Card. Усилиями специалистов «OLX» и ЕМА были разработаны информационные графические сообщения для пользователей сайта «OLX».

Многие клиенты все еще не знают специфических признаков мошенничества, к которому прибегают преступники, выдающие себя за покупателей товара. Некоторые пользователи продают что-то через Интернет впервые и вообще никогда не слышали об обманных схемах…

Между тем, количество жалоб на мошенников растет. По данным ЕМА, один из сайтов, на котором размещены частные объявления, получил в 2016 году около 48 тысяч обращений от пользователей, которые столкнулись с мошенничеством лично.

Как действуют мошенники, выдающие себя за покупателей товара

Поскольку цель мошенничества – выведать данные карты продавца, то преступники выдумывают «убедительные» доводы, почему им нужны эти данные.

  • Обман: предполагаемый покупатель уверяет, что ему нужны все реквизиты вашей карты, чтобы сделать предоплату или полностью оплатить товар.

Правда: на самом деле, для этого достаточно знать только номер карты. Никакие другие данные не нужны. Не имеет значения, как осуществляется оплата (в кассе банка, терминале, банкомате или через Интернет-сервис), отправителю денег не нужно указывать срок действия карты трехзначный код безопасности с обратной стороны карты или код CVC2/CVV2. 

  • Обман: предполагаемый покупатель говорит, что у него «не проходит» платеж, пока он не получит данные.

Правда: это лишь уловка, чтобы услышать секретные данные карты (срок действия, трехзначный код безопасности с обратной стороны карты или код CVC2/CVV2, а также пароли из смс от банка). Получив эти данные, мошенник получит и доступ к вашим деньгам.

  • Обман: предполагаемый покупатель уверяет, что три цифры на обратной стороне карты – «чепуха», что «их видит любой кассир в магазине» и т.д.

Правда: трехзначный код безопасности или код CVC2/CVV2 позволяет проводить расчеты картой в Интернет. При оплате на кассе в магазине или кафе, СТО и других заведениях, где можно оплатить услуги или покупки через терминал, код CVC2/CVV2 не требуется. Таким образом, вы никак не задействуете код, кроме как в ситуациях, когда делаете онлайн-платежи или онлайн-переводы. Любой человек, которому вы сообщите этот код и срок действия карты (помимо номера вашей карты), сможет получить доступ к вашей карте и перевести с нее деньги через Интернет (ведь вы сами «предоставили» ему код для проведения таких операций!). Если же ваша карта защищена по системе 3D Secure, то мошеннику потребуется еще и узнать код, который придет на ваш мобильный номер в смс от банка. Для получения этого кода преступник также может придумать «повод» — например, сказать, что код нужен для проведения платежа или для зачисления средств на вашу карту.

  • Обман: вам позвонили под предлогом покупки вашего товара и предлагают получить предоплату через банкомат. Дескать, таким образом вы сможете помочь «покупателю» перевести деньги с его карты на вашу.

Правда: через банкомат вы можете снимать или переводить деньги только со своей карты. Банкомат не дает доступ к чужой карте.

Мошенники прибегают к методам психического давления на своих жертв

  • Запугивают (отказом от покупки и т.д.). Если мошенник притворился не покупателем, а, например, сотрудником банка, то он может сказать, что у пользователя заблокирована карта, или по ней замечено проведение подозрительных операций и т.п. Подробнее об уловках телефонных мошенников читайте здесь.
  • Обещают «легкие деньги» (говорят, что перечислят вам всю сумму покупки или предоплату, но при этом обманом требуют сообщить секретные данные вашей карты). Узнайте больше о том, как мошенники используют обещания «легких денег».
  • Притворяются кем-угодно. Мошенники нередко работают в напарниками, когда один представляется покупателем товара, а второй – сотрудником банка, через который, якобы, должен осуществиться платеж на вашу карту (предоплата за товар или полная оплата). В такой ситуации «банковский сотрудник» может выдумать, что платеж не проходит в силу неких лимитов на вашей карте и попросить их «снять» (сообщив ему, конечно же, все секретные реквизиты вашей карты!). Может преступник позвонить и под видом полицейского или сотрудника компании, которая проводит беспрецедентную акцию с денежными призами.

Главный признак того, что с вами говорит мошенник – это его попытка узнать данные вашей карты. Как только вы услышали, что нужно сообщить что-то, помимо номера карты, прекращайте разговор. Только мошенники спрашивают секретные данные карты. Этого не сделает ни сотрудник банка или полиции (или СБУ), ни сотрудник уважающей себя компании. Потому что интересоваться такими данными противозаконно.

Будьте бдительны: не принимайте поспешных решений, всегда дайте себе время подумать и посмотреть на ситуацию с другой стороны. Спешка и волнения «помогают» совершать ошибки и становятся «союзниками» мошенников!

Вам также будет интересно:

Не вышли деньги? Будь у банкомата!

Опыт кибератак в Украине и мире – как защититься от вирусов-вымогателей и вирусов-разрушителей

Как, вы все еще не прикрываете ваш ПИН?!

Банкомат, который «работает» на мошенника