Телефонное мошенничество
“Ловушка для пенсионеров”: как мошенники могут присвоить ваши деньги
Развитие безналичных платежей приводит к тому, что все больше людей хотят использовать возможности инновационных технологий. Но многие представители старшего поколения остаются «вне» процесса развития безналичного общества, предпочитая традиционные методы. Такие пользователи нередко становятся жертвами мошенников. В том числе, и по причине незнания особенностей использования онлайн-банкинга.
Банки стараются максимально упростить использование онлайн-услуг. Например, для регистрации в системе «Ощадбанка» достаточно ввести номер своей карты и пароль, который придет в виде смс на финансовый телефон потребителя. Два простых действия, которые понятны даже новичку. Но злоумышленники научились извлекать выгоду из этой «простоты» и обманывать пенсионеров.
Распространенная схема мошенничества выглядит так:
- Злодей звонит жертве, притворяясь, к примеру, сотрудником Пенсионного фонда. Говорит о прибавке к пенсии или о «перерегистрации» карты (причина зависит только от полетов фантазии мошенника). Якобы для проведения этой процедуры мнимый сотрудник спрашивает у пенсионера номер банковской карты.
- Узнав номер карты, который только то жертва сообщила по телефону, преступник заходит на сайт банка и начинает процесс регистрации нового пользователя. Для окончания регистрации нужно ввести специальный пароль, который приходит на финансовый телефон пользователя.
- Мошенник и тут не теряется: например, говорит следующее «Сейчас на ваш телефон придет смс с кодом, который нужно сказать мне, чтобы закончить процедуру перерегистрации (начисления прибавки к пенсии и т.п. – Ред.)».
- Жертва мошенника, не знающая всех нюансов использования Интернет-банкинга, выдает секретные данные. Стоит сообщить пароль из смс от банка мошеннику, как он заканчивает регистрацию аккаунта на сайте банка – и получает доступ к банковской карте жертвы! Теперь преступник может перевести с нее деньги на любой счет!
К счастью, многие пользователи уже усвоили информацию, что можно сообщать только номер своей карты, а не другие, конфиденциальные, ее реквизиты. Но, к сожалению, некоторые держатели карт забывают о том, что в перечень секретных данных входят и пароли из смс от банка.
Если карта защищена по системе 3D Secure, то любая операция с картой в Интернет (будь то денежный перевод на другую карту или покупка в Интернет-магазине, совершение любого платежа, пополнение мобильного телефона) требует необходимого подтверждения – введения пароля из смс, которое присылает банк. Однако пароли требуются также для подтверждения различных действий по управлению карточным счетом (смены ПИН, входа в личный кабинет на сайта банка, регистрации в Интернет-банкинге и т.д.).
Цель телефонного мошенника – под благовидным предлогом узнать конфиденциальные реквизиты карты жертвы. В случае с регистрацией на сайте банка, где требуется указать лишь номер карты и секретный пароль из смс, преступнику не требуются все данные карты. Он их и не спросит, чем лишь более убедит жертву в том, что ему можно доверять.
Жертва может пребывать в уверенности, что не позволит себя обмануть: не сообщить по телефону ни срок действия карты, ни трехзначный код с обратной стороны карты, – и все равно оказаться обманутой!
Будьте внимательны! Конфиденциальные данные карты – это формула «3+1»:
- Номер карты (который можно сообщить, чтобы совершить или получить платеж)
- Срок действия карты (который НЕЛЬЗЯ сообщать никому!)
- Трехзначный код безопасности с обратной стороны карты или код CVV2/CVC2 (который НЕЛЬЗЯ сообщать никому!)
+ пароль из смс от банка (который НЕЛЬЗЯ сообщать никому!)
Запомните, какие данные карты нельзя сообщать никому. Не дайте преступникам себя обмануть!