Что можно рассказать мошеннику – и не пострадать

Опасаясь мошенничества, некоторые люди попросту не рискуют использовать такие удобные Интернет-сайты для продажи вещей и услуг. Однако зная технику безопасности от мошенничества, вы точно не станете жертвой обмана!

Размещая объявление о продаже, клиент предоставляет для потенциальных покупателей свою личную информацию (например, номер телефона). Этим и пытаются воспользоваться мошенники. Давайте разберемся, как они это делают.

Игра на эмоциях

Самая простая обманная схема, в которой мошеннику нужно сделать всего три шага:

Шаг 1. Найти объявление (обычно о продаже чего-то дорогого – техники, ювелирных украшений и т.д.) и позвонить продавцу, выдав себя за покупателя.

Шаг 2. Пообещать сегодня же оплатить товар (или пообещать сделать предоплату) и тем самым очень обрадовать продавца.

Шаг 3. Спросить у продавца реквизиты его карты, в том числе конфиденциальные реквизиты, которые нельзя разглашать никому! Это срок действия карты и трехзначный код безопасности с обратной стороны карты (код CVV2/CVC2). Если продавец сообщил эти реквизиты (по незнанию основных правил защиты от мошенничества или просто на эмоциях), мошенник обязательно постарается сделать денежный перевод с карты жертвы на свой счет. То есть – украсть ее деньги.

Схема с двумя неизвестными

В этой ситуации к мошеннику присоединяется «помощник»:

  • Один из мошенников выдает себя за покупателя товара, договаривается о переводе денег на карту продавца, спрашивает номер его карты.
  • Второй мошенник звонит жертве, притворившись сотрудником банка, и сообщает о поступлении платежа на карту жертвы. Однако, чтобы получить деньги, продавцу якобы необходимо сообщить «банковскому сотруднику» конфиденциальные данные карты. Почему? Лже-сотрудник будет убедительно ссылаться на неизвестные жертве нормы закона, говорить о проблемах с зачислением денег, о штрафных санкциях и т.п. Получив данные карты, мошенники постараются украсть с нее деньги.

Правило безопасности тут, фактически, одно. Чтобы не стать жертвой подобного мошенничества, нельзя сообщать неизвестным людям конфиденциальные данные своей карты. Номер карты – единственное, что вы можете сообщить по телефону!

Другие схемы мошенничества, при которых преступник будет стараться выспросить секретные реквизиты карты по телефону:

Схема 1. Преступник притворяется сотрудником банка, который звонит, чтобы сообщить о блокировании карты (часто о «блокировке карты» жертве сообщают в смс с требованием перезвонить по указанному номеру). Для «разблокировки» нужно сообщить данные карты (в том числе, секретные). В иных случаях, «сотрудник банка» может сказать, что с карты прямо сейчас пытаются снять деньги неизвестные – напугать держателя карты и потребовать от него все данные его карты (в том числе, конфиденциальные) якобы для того, чтобы не допустить кражу денег.

Схема 2. «Вам начислили надбавку к пенсии». К сожалению, жертвой это схемы часто становятся люди преклонного возраста. Мошенник звонит пенсионеру и выдает себя за сотрудника Пенсионного фонда, сообщая о поступлении надбавки к пенсии. Чтобы получить деньги, пенсионеру «следует пройти регистрацию карты» (поводы мошенник может придумывать разные, а цель одна – узнать секретные реквизиты карты).

Схема 3. «Вы получите материальную помощь». Это один распространенный способ обмана, при котором мошенник выдает себя за сотрудника благотворительного фонда, за помощника депутата или гражданского активиста. Преступник уверяет, что для «получения помощи» на карту, нужно «сообщить ее данные» (в том числе, секретные).

Схема 4. «Вы выиграли в акции». Осуществляется в виде звонка или смс. Мошенник выдает себя за сотрудника некой компании (или магазина), которая проводит акцию. Жертве говорят, что она, дескать, победила в акции и может получить денежное вознаграждение. Но для начисления средств она должна сообщить реквизиты своей карты (помимо номера, мошенник также спрашивает о секретных реквизитах карты).

Схема 5. Злоумышленник выдает себя за правоохранителя. Сообщает, что есть «проблемы с картой» (подозрительные операции). Чтобы решить вопрос, нужно сообщить реквизиты карты (в том числе, конфиденциальные).

Как бы ни был изобретателен и хитер мошенник, но все его «разговоры» с жертвой сводятся к одному – нужно сообщить ему другие данные карты, помимо ее номера.

Чтобы не стать жертвой мошенничества, знайте самые слабые места в таких схемах!

  • Для блокировки/разблокировки карты банку не нужно звонить клиенту, чтобы спросить данные карты.
  • Секретные реквизиты карты нужны только для подтверждения операций с картой, которые может совершить только держатель карты.
  • Настоящему банковскому сотруднику либо сотруднику Пенсионного фонда (а также – любого магазина, компании) не нужно знать секретные реквизиты карты. Ведь это конфиденциальные данные, которые могут быть известны лишь держателю карты. Настоящий сотрудник банка никогда о них не спросит!
  • Для начисления, перевода любой суммы денег на карту, независимо от назначения платежа (предоплата за товар, надбавка к пенсии, выигрыш по акции и т.д.), отправителю денег достаточно знать только номер карты получателя.

Будьте внимательны! Как только звонящий спрашивает у вас другие данные вашей карты, помимо номера, знайте – вам звонит мошенник!

Вам также будет интересно:

Ассоциация ЕМА запускает «Investigate-online» — базу самой актуальной информац...

Схемы обмана при покупках в Интернет: мнимые «покупатели» и «продавцы»

«Ловушка для пенсионеров»: как мошенники могут присвоить ваши деньги

Мошенник втерся в доверие? Узнайте, почему