Злодей на проводе: пять признаков, что вам звонит мошенник

Мошенничество с платежными картами в Украине процветает. Практически каждый день становится известно о новых случаях, когда преступники звонили своим жертвам, выдавая себя за сотрудников уважаемых организаций (банков, полиции, компаний) – а потом обворовывали счета тех, кто им поверил и сообщил данные своей карты. Прибыль телефонных мошенников в 2016 году составила около 275 миллионов гривен. Все это – деньги, украденные у обычных людей, поддавшихся на провокации мошенников, поверившие их сообщениям и аргументам.

Специалисты ЕМА разработали информационный анимированный ролик о том, как правильно вести себя в случае телефонного мошенничества: как «узнать» мошенника, кем он может представиться, о чем спросит. Также ролик дает рекомендации, как не стать жертвой мошенничества и как оперативно реагировать в случае «попадания на удочку» – чтобы успеть спасти свои деньги.

Мошенник может представиться:

  • Сотрудником банка;
  • Сотрудником полиции;
  • Сотрудником Пенсионного фонда или Налоговой службы;
  • Волонтером или других благотворителем;
  • Сотрудником СБУ;
  • Покупателем товара, который вы продаете в Интернет.

Пять признаков того, что вам звонит мошенник:

  1. Вам звонят и спрашивают реквизиты вашей карты под благовидным предлогом (разблокирование или перерегистрация карты, остановка подозрительных операций по вашей карте, начисление денег на вашу карту и т.д.). Если у вас спрашивают только номер карты – вы можете его сообщить! Номер карты нужен для зачисления денег на нее, сам по себе он не дает доступа к вашему банковскому счету. Чтобы мошенник мог украсть деньги, ему нужны и другие данные вашей карты: срок действия, трехзначный код безопасности с обратной стороны карты или код CVC2/CVV2, а также пароль из смс от банка. Все вместе эти данные – ключ к вашему счету.
  2. Вас пугают тревожным сообщением: «карта заблокирована», «карта замешана в подозрительных операциях», «карта проходит проверку по судебной экспертизе», «с карты пытаются снять деньги/сделать крупную покупку где-то за границей» и т.д. Если мошенник выдает себя за покупателя товара, который вы продаете в Интернет, он может позвонить вам с тревожным сообщением, что «не проходит платеж» (либо это сделает сообщник мошенника, который позвонит вам и представится «сотрудником банка» и тоже скажет, что вы должны «принять платеж», то есть предоплату или полную оплату за товар — для этого «следует» пойти к банкомату либо разгласить секретные данные вашей карты…).
  3. Вам обещают «легкие деньги» – надбавку к зарплате, возврат банковских процентов, приз, выигрыш по акции, материальную помощь. Деньги, о которых вы даже не могли подумать еще пять минут назад. Любая помощь от фондов или волонтерских организаций, о которых вы никогда раньше не слышали. А также любые призы по акциям, о которых не имели понятия и в которых не принимали участие.
  4. Вас торопят и говорят с вами настойчиво. Это мешает вам принять обдуманное решение и вовремя почувствовать опасность. Мошенник может быть очень убедительным, вежливым, приветливым или, напротив, говорить с вами деловым, строгим тоном, заставляя вас ощущать некое подспудное чувство вины.
  5. Вам звонят и направляют к терминалу или банкомату. Предлогом для этого может быть, например, начисление денег на вашу карту, смена ПИН-кода, регистрация карты и т.д. На самом деле, цель мошенника – заставить вас сделать денежный перевод с вашей карты на его карту. Мошенник будет использовать любые аргументы, чтобы убедить вас, что вы не переводите, а получаете деньги!

Как защититься от мошенничества:

  • Давать только номер карты. Для получения любого денежного перевода на вашу карту, достаточно сообщить отправителю средств только номер вашей карты. Зачисление надбавки к пенсии или зарплате, а также материальной помощи или других денежных средств – для всего этого отправителю (в том числе, банку, любой государственной или частной организации) нужно знать только номер вашей карты, а другие данные карты не требуются!
  • Не разглашать реквизиты: срок действия, трехзначный код безопасности с обратной стороны карты и пароли из смс от банка. Если вам звонят и под любым предлогом спрашивают об этих данных – не продолжайте разговор, положите трубку!
  • Прекратить разговор. Если вам звонят по поводу блокировки карты – прекратить разговор и самостоятельно перезвонить в банк (номер есть на карте или на официальном сайте банка), чтобы убедиться, что с картой все в порядке.
  • Не выполнять команды посторонних лиц. Во время работы с банкоматом или платежным терминалом не выполняйте команды, которые получаете по телефону от третьих лиц (кем бы они ни представились – сотрудником банка или полиции, Пенсионного фонда или компании, проводящей акцию).

Если вы поддались на провокации мошенников и сообщили им данные своей карты, нужно немедленно принимать меры!

Позвоните в банк и заблокируйте карту. Сделайте это по телефону или при помощи Интернет-банкинга. Блокировка остановит все операции по карте и поможет спасти деньги!

Обратитесь в киберполицию – на сайте Департамента киберполиции Украины оставить заявление можно в любое время суток.

 

Вам также будет интересно:

Ассоциация ЕМА запускает «Investigate-online» — базу самой актуальной информац...

Схемы обмана при покупках в Интернет: мнимые «покупатели» и «продавцы»

«Ловушка для пенсионеров»: как мошенники могут присвоить ваши деньги

Мошенник втерся в доверие? Узнайте, почему