Телефонное мошенничество
Вишинговая атака: прекратите разговор или потеряете деньги (ИНФОГРАФИКА)
Сегодня в Украине одним из самых распространенных типов мошенничества с использованием платежных карт является вишинг. Преступники во время телефонного разговора пытаются воздействовать на держателя платежной карты с целью выманивания секретных данных карты и банковских sms-паролей. Согласно статистике, 76% владельцев платежных карт, ставших объектом вишинга, разглашают мошенникам реквизиты своих карт.
Ассоциация «ЕМА» разработала инфографику
Как распознать телефонных мошенников, какие эффективные способы защиты существуют, и какие действия необходимо предпринять в случае, если карточные реквизиты были уже выманены преступниками.
Среди конфиденциальных платежных данных, которые никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя разглашать вместе с номером карты:
- срок действия карты;
- трехзначный код безопасности на обратной стороне карты (код CVС2CVV2), который нужен для осуществления операций с платежной картой в Интернет;
- пароли из смс-сообщений от банка, которые требуются для подтверждения операций с картой (если карта защищена по системе 3D Secure).
Получив эти данные, преступники воспользуются ими для совершения денежных переводов с карты, иногда и для совершения покупок в Интернет.
Среди самых распространенных в Украине способов, с помощью которых мошенники пытаются выведать у граждан реквизиты карты по телефону, – это обращение под видом сотрудника банка (в 94% случаев), Полиции, СБУ, НБУ, Пенсионного фонда, благотворительной организации или покупателя под разными предлогами (проверка службы безопасности, блокировка карты, начисление надбавки к пенсии, приобретение товара).
Никто из перечисленных лиц и инстанций не имеет права требовать от держателя карты сообщить платежные реквизиты (в том числе НБУ). При этом для получения денежного перевода на карту – достаточно предоставить лицу, которое намеривается совершить перевод, лишь номер карты.
Ключевой способ защиты от телефонных мошенников – это немедленно прекратить разговор, если вас начали спрашивать реквизиты карты (не только номер, но также срок ее действия, трехзначный код безопасности и смс-пароли из банковских сообщений).
Если в результате вишинговой атаки карточные реквизиты все же были разглашены, первоочередным действием любого пользователя должно быть немедленное блокирование платежной карты. После чего необходимо сообщить об инциденте в киберполицию, самый простой способ – через сайт Департамента Киберполиции Национальной полиции Украины.
Дополнительно на сайте Ассоциации ЕМА размещено краткое руководство для держателей карт – обучающее видео «Как правильно отвечать телефонным мошенникам», а также Лайфхак «Вишинг: приемы телефонных мошенников и как им противостоять».